Днём инженер АО «ОКБ-Планета» Александр Малеваный контролирует качество выпускаемых изделий на производстве, а вечером в ГОАУ «Новгородский Кванториум» преподает школьникам промышленную робототехнику. К слову, не каждый новгородец согласится жертвовать своим свободным временем ради подрастающего поколения. Почему важна преподавательская деятельность для Александра и чем Кванториум может помочь в решении кадрового вопроса, который остро встает перед новгородскими предприятиями, рассказал пресс-службе АО «ОКБ-Планета» наш собеседник.
– Александр Александрович, расскажите, пожалуйста, о себе? Какое образование требуется, чтобы начать преподавать? Какой университет вы окончили? Как складывалась Ваша профессиональная карьера на основной работе?
– Моя преподавательская деятельность началась в марте 2018 года в ГОАУ «Новгородский Кванториум» по направлению «Робоквантум», после прохождения курсов переподготовки на базе высшего образования. Диплом Новгородского Государственного Университета им. Ярослава Мудрого по специализации электроника и микроэлектроника я получил в 2013 году. Отслужив в армии, после окончания университета, устроился в отдел КИПиА на предприятие ООО «Акрон Ремонт», где проработал несколько лет. А в 2016 году я устроился инженером по качеству на предприятие АО «ОКБ-Планета», через несколько лет меня повысили до инженера по качеству первой категории, а с февраля 2020 года назначили руководителем группы по приёмке изделий электронной техники.
– Расскажите о «Новгородском Кванториуме» и его целях?
– Это детский технопарк. Здесь в ребятах развивают творческое и инженерное мышление, смекалку, учат схватывать суть задачи и находить для неё нестандартное решение. В нашем Квантуме, а он правильно называется ПРОМРОБО (промышленная робототехника), предполагается, что дети находят и генерируют идеи, которые помогут предприятиям в автоматизации промышленных процессов.
У нас есть вводный, углубленный и проектный модуль. На вводный модуль поступают все желающие. Далее по итогам семестра на следующие модули проходят лучшие, как правило, это 25% учеников от группы. Если у ребенка не получатся осваивать выбранное направление, то ему предлагают выбрать другое направление или пройти этот курс ещё раз. В нашем Кванториуме представлен широкий выбор направлений – это Биоквантум, IT-квантум, VR/AR квантум, Геоквантум, Промробоквантум, Хайтек Квантум, Энерджиквантум.
Во время обучения ребенок ставит конкретную задачу и начинает её решать. Недостающие знания для решения задачи он получает от наставника. Отмечу, что полученная информация от наставника запоминается детьми намного лучше, чем информация, полученная в школе. Это происходит потому, что ребенок учится применять знания на практике, что увеличивает эффективность обучающего процесса.
– Хорошо, а откуда 10-летние мальчишки должны черпать идеи для проектов, а также для их решения?
– В этом вся фишка. У них нет опыта, поэтому нет засорённости мышления. Они могут непринуждённо брать идею из своей головы и показывать впечатляющий результат. Школьники свободны в своем творчестве. Отмечу, что 17 января весь мир отмечает праздник – День детей-изобретателей или День детских изобретений. Датой этого праздника был выбран день рождение Бенджамина Франклина – выдающегося государственного деятеля, ученого и изобретателя, который придумал свое первое изобретение, когда ему было всего лишь 12 лет. Это была пара ласт для плавания, которая надевалась на руки.
– Расскажите о проектах ваших учеников?
– Мы реализовали проекты: «Робот пожарник», «Робот луноход», «Робот марсоход», «Умный дом», «Охранная система», «Диспенсер еды для космонавтов». Сейчас делаем автоматизированную линию по сборке автомобилей. Наша главная задача, чтобы данная линия функционировала в автономном режиме.
В прошлый раз мы защищали проект по сортировке пищевых отходов. Были расставлены баночки по цветам, и робот должен был в автоматическом режиме их рассортировывать. Цвет банки – это качество товара. Красный – это спелый, зеленый – неспелый, желтый – подгнивший, синий – гнилой. В этом проекте ребята успешно реализовали все поставленные задачи, но иногда приходилось помогать роботу руками. Сейчас в углубленном модуле я поставил задачу ученикам, чтобы они ничего не трогали на демонстрационном поле.
– Расскажите о процессе создания робота?
– Совместно с наставником ребенок выявляет глобальную или региональную проблему и начинает над ней работать. Иногда, чтобы выявить проблему организуется экскурсия на производство – это не всегда просто, но возможно. Далее ребенок продумывает совою идею в голове, моделирует её, потом пишет программу для управления системой. В Кванториуме существует Хайтек цех, который позволяет расширить функциональные возможности создаваемого робота – например на 3D принтере можно напечатать необходимую деталь, чтобы закрепить датчик на роботе и т.д.
– Какие меры предпринимаются для расширения кругозора ребят конкретно в вашем направлении?
– В проектном модуле ребята должны выдвигать проект, который будет решать либо глобальную проблему, либо проблему региона. Чтобы что-то предложить предприятиям, таким как АО «ОКБ-Планета» или ПАО «Акрон», нужно посетить их производство. Вот уже 2 раза мы ходили на экскурсию с разными группами на «ОКБ-Планета» и смотрели автономные машины: машину для автоматической посадки элементов на печатные платы, систему автоматической пайки (машина «Budatec»), систему лазерной сварки и гравировки.
– И какая реакция была у ребят?
– Они ничего не поняли. Но после каждого занятия я веду с ними беседу о том, что они запомнили на экскурсии, что им понравилось. Обычно они отвечают – «Вау!». И всё. Конечно, я делаю снисхождение на возраст.
– Чем может помочь ГОАУ «Новгородский Кванториум» в решении кадрового вопроса на предприятии АО «ОКБ-Планета», а также вовлечении школьников в получении технической специальности?
– Всем. Мы изучаем инженерное направление в игровой форме, которая наиболее доступна и понятна детям. Главная задача, чтобы все роботы были автономными. На уроке ученики связывают программируемый блок с датчиками, узнают режимы работ датчика и возможности его применения, знакомятся со способами передвижения мобильной платформы и т.д. Немаловажно и то, что они видят, как работает, например, сервопривод. У нас есть набор «STEM Лаборатория» и там dynamixel сервопривода от 5 Ватт. Это значит, что если в Кванториуме они научатся программировать 5-ти ваттные технические изделия, то в дальнейшем смогут программировать и промышленные свыше 1500 ватт, освоив данную технологию.
Также ребята осваивают новейшие технологии в области электроники, мехатроники и программирования; проектируют и создают своего собственного робота для решения какой-нибудь определенной задачи; учатся настраивать беспроводное аппаратное обеспечение, устанавливать беспроводную связь между мобильным роботом и компьютером с помощью программирования.
– Возможно ли в ГОАУ «Новгородский Кванториум» открыть направление, которое будет способствовать тому, чтобы эти ребята приходили со своими идеями на АО «ОКБ-Планета»?
– Это и предполагается здесь. Чтобы ребята после проектного модуля пришли на завод и предложили свою идею. Например, ребенок-изобретатель может создать ту же самую систему посадки компонентов на печатную плату, но она будет по инновационному расставлять компоненты, либо у этой системы будет меньше ошибок. И ребенок должен совместно с инженерами АО «ОКБ-Планета» реализовать этот проект, не ограничиваясь макетом.
– Какие преимущества имеют школьники, посещающие Кванториум, при поступлении в университет?
– После проектного модуля им выдаётся сертификат. Они могут участвовать в олимпиадах, кванториадах от Кванториума, во всероссийских олимпиадах МФТИ. При условии победы школьник получит большой плюс при поступлении в университет. Кванториум – это то место, где можно встретить по-настоящему одаренных детей. Также приятно и то, что у многих школьников есть желание развиваться, познавать удивительный мир технического прогресса, изучать физику и математику глубже школьной программы. Возможно, именно эти дети станут будущими изобретателями и новаторами в разных областях науки.